Абай Кунанбаев творчество

Стихи, поэмы, биография

Стихи А.Кунанбаева

Литературное наследие А.Кунанбаева состоит из множества лирических стихов, поэм, произведений в виде “Слов” – философских эссе и переводов. По­эзия Абая богата по содержанию, ее отличает про-блемность тематики. Это стихотворения на социаль­но-политические темы, стихи сатирические, фило­софские раздумья, пейзажная лирика, стихи о люб­ви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье че­ловека, с его нравственных идеалах.

Цикл стихотворений Абая о временах года и о жизни людей в степи завершается описанием зимы. Известно, что в поэтических традициях многих на­родов зима и мороз олицетворяются в образе Деда Мороза. Творчески воспринимая этот художествен­ный прием, Абай рисует зиму в образе шагающего по степи старого свата, белого деда.
В белой шубе, плечист, весь от снега седой, Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Враг всему, что живет с омраченным челом, Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Старый сват, белый дед, натворил много бед…
В пейзажных стихотворениях “Осень”, “Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора…”, “Зима” Абай не только любуется природой родного края, а и поднимает острые социальные вопросы своего вре­мени. Если в стихотворении “Лето” преобладает вос­хищение, любование картиной казахского аула, рас­положенного в живописной местности, и динамикой действия людей на жайляу, то в этих произведени­ях поэт реалистически показывает трудности, воз­никающие у трудового люда с наступлением осени и зимы. В “Осени” поэт дает просто изображение этой поры, а также быта и нравов казахского народа, а в стихотворении “Ноябрь – преддверие зимы…” уже звучат социальные мотивы. …Если бай в осеннюю пору живет в теплой юрте и перебивается в это вре­мя, забивая худший скот, то несчастный бедняк сам в холодной степи пасет хозяйский табун, а жена его занята тяжелой работой в доме того же бая:

Уже если бай пока что бьет
свой самый худший скот, То где же бедняк себе еды и топлива найдет? Коль даст богатый полмешка сухого кизяка -Благодари скорей его, семью его и род.

Стихотворение заканчивается призывом к бога­тому баю сжалиться над голодными бедняками, под­держать их в эту трудную пору.
Поэму “Искандер” Абай посвятил только одно­му эпизоду из жизни прославленного полководца древности Александра Македонского, прозванного на Востоке Искандером Зулкарнайном.
В поэме говорится о том, что грозный царь с мно­гочисленными войсками отправляется в поход, что­бы покорить новые страны и государства. Сюжет по­эмы не сложен. Искандер со своим войском попада­ет в знойную, палящую пустыню и, претерпев мно­жество трудностей и мук, наконец достигает чисто­го холодного источника. После того как все утолили жажду и пришли в себя, поход был продолжен. Вой­ско подошло к ущелью, окруженному со всех сторон высокими скалами. Вход в него был закрыт золотой крепостью. Искандер как ни старался, не мог от­крыть ворота этой крепости. В ярости он кричит: “Открой!” С той стороны подходит сторож и говорит: “Открыть ворота не разрешено для тебя, ибо они ве­дут к богу”. Искандер запальчиво:
“Я – Искандер, я царь царей! Я царь всех стран и всех людей! Что за страна лежит пред нами, А ну-ка, отвечай скорей!”
Старик сторож объясняет владыке мира, что это – ворота, ведущие к богу, и открыть их нельзя. В доказательство он вручает Александру символический подарок – чудесную кость, которая оказывется тяжелее золота. Но стоило мудрецу Аристотелю, другу царя, посыпать кость землею, как чаша весов, на которой она лежала, сразу же пошла вверх.
Аристотель, выражающий взгляды автора, так разъясняет смысл полученного Искандером подарка:
Ненасытность глаз у иных велика, Все им мало, хоть вплотную держит рука. Но умрут они – и для мертвых глаз Алмазы и сапфиры не ценнее песка.
Смысл сюжета – это напоминание о неизбежнос­ти смерти и тщетности завоевательных устремлений Искандера, осуждение его алчности. А цель поэмы заключается, с одной стороны, в обличении нрав­ственных и социальных пороков – зла и насилия, проявляющихся в различных формах: то в виде же­стоких завоеваний и истребления народов, то в под­держке таких злодеяний бесчестными льстецами, глупцами; а с другой стороны, в проведении гума­нистической идеи, в надежде на улучшение обще­ства путем его просвещения.
В этой поэме, как и во всей своей поэзии, Абай выступает человеком, поднявшимся над феодально-патриархальным обществом, смеющим быть его су­дьей, обличителем общественного зла и просветите­лем. Поэма имеет просветительский смысл, автор ее верит, что в жизни победят разумные начала, что его поэма откроет людям глаза на пороки, заставит за­думаться об их причинах.
Абай, в отличие от других поэтов Востока, вос­певших походы Искандера, развенчивает великого завоевателя. Для этого Абай выбирает из его много­событийной жизни небольшой эпизод, который за­канчивает назиданием:
восточных поэмах герои отправлялся в неведомые дали на поиски возлюбленной, то в “Азиме” этот тра­диционный мотив несколько нарушен. Несмотря на предостережение матери, Азим идет за магом-стари­ком, его увлекает тайна удивительных превращений, иными словами, жажда знаний, желание проник­нуть в тайны явлений. Поэт показывает своего ге­роя находчивым и искусным. Трудолюбие, сообра­зительность, умение встать на защиту своего чело­веческого достоинства, чести против сил зла – это черты характера героя, которые поэт хотел бы ви­деть в своих современниках.

В последние десятилетия жизни Абай обращает­ся к прозе. Он создает “Слова назидания”. Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистичес-ие, социально-философские, общественно-полити­ческие, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. “Слова назидания” раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.
Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, о необхо­димости культуры и просвещения, об отношении к людям других национальностей, о старости и смер­ти. Но все эти разнообразные мотивы сплетаются, в сущности, в единый проблемный узел. Главная мысль – это утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. “Ка­чества духовные – вот что главное в человеческой жизни”, – утверждал Абай.
Показательно в этом отношении семнадцатое слово-притча о споре Силы, Разума и Сердца. Судь­ей в этом споре выступает Наука. Она призывает их к единению: “Если это произойдет, и вы сойдетесь в одном человеке, то он станет праведником… В этом – в гармонии и чистоте человеческой жизни – и зак­лючается смысл существования великого мира”. Об изумительной способности человека – его разуме -говорится в конце двадцать седьмого слова.
Многие афоризмы, крылатые слова, слова глу­бокой мысли и поучения “Слов” Абая стали попу­лярными в народе: “Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем”, “Юноша, продающий свой труд, достойнее старика, торгую­щего своей бородой”, “Сын своего отца – недруг на­роду, сын народа – твой друг”, “Достойный трудит­ся для человечества”, “Помогай достойному; помо­жешь человеку пустому – только себе повредишь”, “Если хочешь, чтобы дело ладилось, сумей за него взяться” и т.д.
Про бренность помни бытия, Живи, от ближних не тая Заветных помыслов. Будь честен! Да будет чистой жизнь твоя!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники